В начало  Персоналии Библиография Помощь

Зинченко Владимир Петрович

Главный научный сотрудник Института общего среднего образования Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна", заведующий кафедрой эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, профессор Самарского государственного педагогического университета и ряда других вузов.Родился 10 августа 1931 года в г. Харькове в психолого-педагогической семье. Окончил в 1953 г. отделение психологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; в 1956 г., - аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР.В 1957 г. В.П. Зинченко под руководством А.В. Запорожца защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков". Официальными оппонентами были А.Р. Лурия и П.Я. Гальперин. В 1966 - защитил докторскую диссертацию на тему "Восприятие и действие". Официальными оппонентами были Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов и Б.Ф. Ломов.В 1969 г. В.П. Зинченко присвоено звание профессора МГУ.В 1974 г. В.П. Зинченко избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1988 - почетным членом Американской академии искусств и наук, в 1992 г. - академиком РАО по Отделению психологии и возрастной физиологии. В 2001 г. -В.П. Зинченко перешел в Отделение образования и культуры РАО. Вехи трудовой деятельности:В 1951 - 1956 гг. учитель психологии и педагогики 593 и 598 средних школ г. Москвы.

1954 - 1961 - аспирант, м.н.с., ст. н.с. Института психологии АПН СССР.В 1961 г. создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры и возглавлял ее до 1969 г.В 1960 г. начал преподавание в МГУ, в 1970г. создал кафедру психологии труда и инженерной психологии на факультете психологии МГУ и возглавлял ее до 1982г. 31 августа 1982 г. был уволен по телефону назначенным ЦК КПСС деканом психологического факультета МГУ Бодалевым. В 1969 - 1984 годы был заведующим Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики.В 1984 году создал кафедру эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета). Руководит ею до настоящего времени.В 1988 - 1991 годы был заместителем директора Института философии РАН и директором-организатором Института человека РАН.С 1991 по 1998 год - член президиума Российской академии образования, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии.В 1998 году создал кафедру психологии Государственного университета природы общества и человека "Дубна" и руководит ею до настоящего времени.

Область научных интересов:

Научные интересы В.П. Зинченко широки и многосторонни, с некоторой условностью их можно подразделить на

относительно независимые области -

общая психология;

инженерная психология и эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие человека с компьютером;

теория и методология психологической науки;

проблемы психического и духовного развития;

психологическая педагогика и развивающее обучение;

а также российские психологические и философские традиции. Приоритетна, безусловно, психология - культурно-историческая, возрастная, общая, экспериментальная, когнитивная, инженерная

Первые исследования Зинченко были направлены на понимание онтогенеза восприятия и в дальнейшем вылились в разработанную совместно с А.В. Запорожцем концепцию перцептивных действий.

Затем впечатляющий цикл работ был посвящен изучению зрелых форм перцепции, движения и действия формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включают работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов. Эти работы, в свою очередь, явились как бы трамплином, введением сразу к трём направлениям дальнейшей научной деятельности Первое было связано с изучением психологическим проблем установки, сознания, деятельности, личности, хронотопии сознательной и бессознательной жизни, второе - с проблемами теории и методологии, а в дальнейшем - и истории психологии, и третье - с проблемой "человек-техника", которую В.П. Зинченко трансформировал в проблему "человек-культура-техника". Возможно, что именно этот путь - от изучения восприятия ребенка к изучению когнитивных процессов взрослого и к анализу внутренних средств деятельности оператора систем управления создал предпосылки гуманистически ориентированной психологии и эргономики, защищающих непридаточность человека к машине и противодействующих технократическим стремлениям выжить человека из системы человек-машина.В дальнейшем перечисленные три направления благодаря судьбы сплетеньям слились, взаимообогатились и вылились в новую, чрезвычайно широкую область интересов к проблемам личностного и духовного развития.

Вызвавшие широкий резонанс работы 90-х гг. посвящены разработке проблем психологии доверия и психологии понимания, вертикали духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Основные научные труды:

Автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Научные результаты отражены в следующих книгах:

Человек и техника (1965), Восприятие и действие (1967), - издана также на японском языке,Формирование зрительного образа (1969), - издана также на английском, венгерском и чешском языках,Психология восприятия (1973), - издана также на испанском и чешском языках, Методологические проблемы эргономики (1974), Эргономические основы организации труда (1974), - издана также на английском и испанском языках, Микроструктурный анализ исполнительной деятельности (1975),Психометрика утомления (1977), - издана на английском языке, Основы эргономики (1979), Функциональная структура зрительной памяти (1980), Методологические вопросы психологии (1963), Формирование действия (1984), Возможна ли поэтическая антропология? (1994), Человек развивающийся. Очерки российской психологии (1994), За пределами зоны ближайшего развития. - на английском языке (1994),Аффект и интеллект в образовании (1995), От классической к органической психологии (1996), - издана также на английском языке, Посох О. Мандельштама и трубка М. Мамардашвили К началам органической психологии (1996), Образ и деятельность (1997), Живое знание (1998), Психология доверия (1999, 2001), Мысль и Слово Г. Шпета (2000), - издается также на английском языке, Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. (2001), Мышление и язык (2001), Психологическая педагогика (2001)Под редакцией В.П. Зинченко издано большое число книг, в том числе фундаментальная коллективная монография "инженерная психология" (1964) и объемный сборник переводов "Инженерная психология" (1964), а также первые "Инженерно-психологические требования", "Принципы и рекомендации", "Руководства" по эргономике. В 1970 - 1983 гг. изданы более 30 выпусков "Трудов ВНИИТЭ", серия Эргономика.

Принципы и рекомендации, в которых публиковались научные исследования руководимых им коллективов:

Кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ,

Отдела эргономики ВНИИ Технической эстетики,

Лаборатории инженерной психологии НИИ Автоматической аппаратуры.

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия.

В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".К учебникам и учебным пособиям относится большая словарно-понятийная работа. В.П. Зинченко публиковал статьи в ВСЭ, в Философской и Педагогической энциклопедиях.

В настоящее время он заканчивает работу над 3-м изданием "Психологического словаря"Многие работы В П Зинченко написаны в соавторстве.

Соавторами были его учителя -

А.В.Запорожец,

П.И.Зинченко,

А.Н.Леонтьев,

А.Р.Лурия,

Д.Б.Эльконин,

коллеги по профессии -

Б.М.Величковский,

Л.А.Венгер,

Дж.Верч

В.В.Давыдов,

В.М.Девишвили,

Ю.М.Жуков,

М.Кливар,

Т.В.Кудрявцев,

Б.Ф.Ломов,

Н.И.Майзель,

Б.Г.Мещеряков,

В.М.Мунипов,

В Ф Рубахин,

А.Г.Рузская,

С.Д.Смирнов,

Н.Ф.Талызина,

ученики -

Ван Чжи-цин,

Н.Ю.Вергилес,

Г.Г.Вучетич,

Н.Д.Гордеева,

В.М.Гордон,

А.Б.Леонова,

Е.Б.Моргунов,

А.И.Назаров,

Ю.К.Стрелков,

Т.В.Цыгуро

и многие другие.

В том числе физик Е.П.Велихов,

философы В.А.Лекторский, М.К.Мамардашвили, Г.Л.Смолян,

математик Д.Ю.Панов,

инженеры Б.С.Березкин В.И.Дракин, Л.В.Фаткин, П.Я.Шлаен,

физиологи Н.К.Гончарова, А.Н.Лебедев, В.Д.Труш,

дизайнер А.Г.Устинов,

светотехники Н.С.Иванова, С.Г.Юров.

Зинченко публиковал свои работы в авторитетных научных изданиях:

ж-л "Вопросы психологии" (50 статей),

"Доклады АПН РСФСР" (около 20 статей),

"Вопросы философии" (20 статей),

Вестник МГУ Серия "Психология", "Педагогика", "Человек",

Ежегодник "Системные исследования", "Общественные науки", "Практическая психология", "Природа", "Курьер ЮНЕСКО", "Импакт", "Техническая эстетика" (более 20 статей), "Светотехника" "Психологический журнал"

и др.

Более 20 статей опубликовано в "J of Russian and East European Psychology", издаваемом в США.

В своих работах Зинченко большое внимание уделяет традициям отечественной психологии и более широко - традициям отечественной физиологии и гуманитарной науки.

Он писал о психологических воззрениях М.М.Бахтина, Н.А.Бернштейна Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, О.Э.Мандельштама, М.К.Мамардашаили, А.А.Ухтомского, П.А.Флоренского, Г.Г.Шпета.

Его воспоминания и очерки посвящены П.Я.Гальперину, Ф.Д.Горбову, В.В.Давыдову, А.В.Запорожцу, А.Н.Леонтьеву, А.Р.Лурия, М.К.Мамардашвили, Д.А.Ошанину, С.Л.Рубинштейну, Д.Б.Эльконину Специальный очерк посвящен вкладу психологов в работу Российской академии образования (К 50-летию Академии).Особым жанром В.П.Зинченко являются "Предисловия" и "Послесловия". Они сопровождают книги Р.Аткинсона, Н.А.Бернштейна, Ф.Е.Василюка, М.Вертгеймера, Ф.Д.Горбова, Н.Д.Гордеевой, Р.Грегори, Ю.Б.Дормашева и В.Я.Романова, А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, Т.П.Зинченко, Д.Карнеги, И.Ю.Кулагиной, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Мещерякова, В.Н.Пушкина, Р.Солсо, Б.И.Цуканова и др.

Научно - координационная работа.

С 1960 г. Зинченко и Панов возглавляли крупные научно-исследовательские работы по инженерной психологии, проводимые в интересах оборонной промышленности. К выполнению этих работ с соответствующим для того времени щедрым финансированием были привлечены психологи Московского, Ленинградского, Харьковского университетов, Института психологии АПН СССР, а позднее - психологи университетов Вильнюса, Тарту, Тбилиси.

Таким образом, к созданию инженерной психологии в стране с самого начала были привлечены ведущие психологические учреждения и ведущие психологи А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Небылицын, Б.М.Теплов, П.А.Шеварев, П.И.Зинченко, Ю.Б.Гиппенрейтер, М.И.Бобнева, О.К.Тихомиров, В.Н.Пушкин, М.С.Шехтер, и многие другие.1970-е гг. - аналогичную координационную работу по развитию эргономики в СССР и в странах-членах СЭВ Зинченко осуществлял совместно с Муниповым и со специалистами из научно-исследовательских организаций Министерства обороны СССР – Г.М.Зараковским, В.И.Медведевым, П.Я.Шлаеным и организаций Министерства авиационной промышленности СССР – А.А.Польским и др.Конец 1980-х гг. - Зинченко вместе с Фроловым и Филипповой на базе института человека АН СССР начали реализацию достаточно претенциозного замысла - планирование и координацию работ в стране по человекознанию.Начало 1990-х гг. - Зинченко по поручению Института "Открытое сообщество" (Фонд Сороса) была проведена экспертиза, а затем и заказ нового поколения учебников по психологии. В итоге выполнения этой программы было издано более 25 добротных учебников.

Государственное и общественное признание научной деятельности:

Действительный член Российской Академии образования,

почетный член Американской академии искусств и наук.

Многие годы был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР,

членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ,

заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов "Эргономика", "Сознание", "Человек",

председателем Международного Научного совета "Эргономика" стран-членов СЭВ,

председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ,

членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований.

В настоящее время - президент Международной ассоциации развивающего обучения.Член редколлегии ряда журналов

"Вопросы психологии",

"Вопросы философии",

"Человек",

Ежегодника "Системные исследования",

"J of • Russian and East European Psychology" и др..

Педагогическая и лекционная работа.

В 2001 году исполняется 50 лет педагогической работы В.П.Зинченко.

За эти годы он преподавал психологию и логику в средней школе;

более 20 лет работал в Московском университете, читал курсы и спецкурсы по Общей психологии, по Инженерной психологии, по Методологическим проблемам психологии;

около 20 лет преподает в МИРЭА,

ведет курсы Эргономика, Психология и Педагогика.

В Еврейском университете (Москва),

в Самарском государственном педагогическом университете, в Московском Психолого-педагогическом институте,

в Западносибирском гуманитарном институте,

в Государственном университете "Дубна",

в Университете Натальи Нестеровой,

в Московском институте молодежи в др. вузах В.П.Зинченко читает курсы "Введение в психологию",

"Общая психология",

"Психология доверия",

"Методология психологии",

"Психологическая педагогика",

"Культурное и духовное развитие человека" и др.

К новому учебному году он готовит курс "Психология искусства".На протяжении ряда последних лет Зинченко систематически читал лекции по психологической педагогике учителям Москвы, Самары, Усть-Илимска, Якутска, Сочи, Красноярска, Биробиджана, Риги и других городов.

Многократно участвовал в национальных, международных конгрессах, съездах, конференциях и симпозиумах по психологии, философии, теории и методологии науки, инженерной психологии и эргономики, технической эстетики, эстетического воспитания, по проблемам личности, деятельности, сознания, бессознательного и др. в качестве президента, организатора симпозиумов, члена организационных и программных комитетов, докладчика и приглашенного лектора.

Выступал с лекциями и докладами в

Калифорнийском университете (Ирвайн),

Калифорнийском университете (Сан-Диего),

Университете Кларка (Вустер),

Вашингтонском университете (Сент-Луис),

Университете им. В. Гумбольдта (Берлин),

а также в университетах Болгарии, Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Испании, Японии, Кубы и др. В августе 2001 г. - в Японии.

Анализ
Движение
Совместная Деятельность

Библиография

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П.Функциональная структура действия. М., 1982.
Гордеева Н.Д.Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М, 1982.
Давыдов В.В., Зинченко В.П.Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.
Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г.Восприятие и действие. М.: Просвещение,1967.
Запорожец А.В., Зинченко В.П.Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. М., 1982.
Зинченко В.П.Движение – живое существо. К 100-летию Н.А.Бернштейна// Вопросы психологии. 1996, №6
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психол. наук и образ. 2000. № 2. С. 86-95.
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование, 2000, № 2
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б.Человек развивающийся. М., 1994.
Зинченко В.П., Моргунов Е.М.Человек развивающийся. М., 1994
Зинченко В.П., Смирнов С.Д.Методологические вопросы психологии. М., 1983
Зинченко Т.П., Зинченко В.П.Психология памяти. Учебное пособие. Дубна, 2002

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2007